"Экзистенциализм и идеология молодежного бунта 60-80-х годов ХХ века"

Скачать архив с текстом в формате Word.

И день и ночь по улицам шатаются толпы,
Поганая молодёжь!
Егор Летов.

Засуньте пушки себе в зад!
Федор Чистяков.

Период 60-70-х годов прошлого века – тот период, когда молодежь бунтовала как никогда. До этого массовые выступления устраивали недовольные рабочие, безработные, прочие народные массы, состоявшие преимущественно из зрелых людей. Но с другой стороны может возникнуть вопрос: «А когда молодёжь не бунтовала?». С каждым новым поколением дети, приходящие на смену своим родителям заявляют о своих правах и связывают себя с будущим своей страны. И вобщем-то правильно делают. «Кто же, если не мы?» - отвечают вопросом на вопрос всякие студенты, военнослужащие и прочие молодые люди.

Но если традиционно смена поколений протекала плавно, без особых конфликтов, то почему же во второй половине ХХ века произошло серьёзное столкновение не то что двух поколений, а двух идеологий, двух противоположных общественно-политических течений? Чтобы понять это необходимо как можно более глубоко проанализировать ситуацию, сложившуюся в мире на тот период времени.

Итак 1960-е годы…Двухполюсный мир…К началу шестидесятых годов молодёжью являлись те люди, которые родились во второй половине 40-х годов, то есть как раз во время окончания второй мировой войны. И пусть до начала 50-х это были всего лишь несмышлёные дети, зато к началу следующего десятилетия это было поколение, лицезревшее такие вещи как гонка вооружений, «холодная война», да и вообще противостояние двух сверхдержав.

Казалось бы, чего такого? Вообще многие поколения росли на фоне различных войн и конфликтов, куда более серьёзных, чем дипломатические столкновения. Но ведь именно в этот период молодое поколение высказывало своё мнение прямо и открыто, не гнушаясь зачастую моральных и этических барьеров. Все-таки страшная война осталась позади, и впереди было вроде как светлое будущее. Так из-за чего же не сиделось на месте 17-20 летним людям. Им бы спокойно заниматься учёбой, работой, научной деятельностью или ещё чем-нибудь полезным, да быть безмерно благодарным своим родителям за то, что они не допустили воцарения фашизма по всему миру. Ан нет же, как говорится «за что боролись, на то и напоролись». Повсеместное распространение демократических свобод как раз и привело к тому, что доселе безмолвные юноши и девушки во весь голос заявили о своём существовании и открыто высказали своё мнение.

Хотя, конечно же слово «повсеместно» и вышеназванные свободы – это вещи очень относительные и применительны далеко не к любому государству и строю. Разумеется, речь главным образом идёт о США и СССР. Как известно в первом из названных государств активно развивались и те самые свободы, и те самые молодёжные течения, о которых речь и идёт. А вот во втором государстве было туговато и с тем, и с другим. Хотя, разумеется, и то, и другое было.

Несмотря на то, что мир того времени принято называть двухполярным, помимо СССР и США существовала ещё куча стран, о которых не стоит забывать. Это конечно, и главным образом, страны старой-доброй Европы. Чем отличается молодёжь европейская от молодёжи американской? Не, ну отличается конечно, но совсем немного. В основном похожа. Тем более в таких странах, как Британия, Франция. В Англии, там тоже молодые много натворили. Одни «Beatles» чего стоят…

И всё-таки рассмотрим молодёжные течения на американском примере. Именно там они наиболее ясно наблюдались.

Общественность шокировали массовые выступления так называемых хиппи. Кто же такие были эти хиппи? Да не кто иные, как обычная молодёжь, которая как всегда хотела выделиться и привлечь внимание своим новаторством. А с чем же они выступали и против чего бунтовали? Это уже вопрос более глубокий. Хотя вообще он может показаться и не очень уж глубоким. Основные требования хиппи сводились к известной фразе «Make peace, not war!», что в переводе означает «Творите мир, а не войну!». Отсюда можно сделать вывод, что молодое поколение натерпелось от своих предков, и не хочет, чтобы что-то подобное вновь повторилось. Вроде бы благая цель, но не слишком ли она кощунственна? Как смели они, люди, родившиеся в мирное время и росшие в спокойствии, требовать что-то от своих предшественников? Чего они могли натерпеться, если на их веку ничего-то и не было? Как было сказано выше, сидели бы, да помалкивали (учились, работали). Но опять же, всякие там демократические свободы, можно сказать, опьянили несформировавшееся молодое сознание, и вот вам результат.

А сейчас самое время вернуться к заглавию реферата. Слово «экзистенциализм» не зря поставлено в начало заголовка. А что же это слово обозначает?

Экзистенциализм – философия существования. Иррационалистическое направление буржуазной философии, возникшее как выражение кризиса общества. Сразу напрашивается вопрос: неужто общество 60-70-х годов испытывало кризис, способный породить такой протест? Ответ вообще-то неоднозначен, но и не очень туманен. Изначально экзистенциализм являлся религиозным течением, но как видно преобразился до неузнаваемости, и религиозного в нем осталось очень мало. Но основы, правда, остались прежними. Центральным понятием этого течения является экзистенция (человеческое существование). А основами этого самого человеческого существования – забота, страх, решимость, совесть; все они определяются через смерть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающей на него ответственность за всё, происходящее в мире.

Похоже, что именно эта ответственность обуславливает стремления хиппи к миру во всём мире. Хотя, наверно, сами хиппи и не подозревали о том, что они являются экзистенцианалистами. Это течение связали с ними, возможно, без их же ведома всякие психологи, которые считают себя глубокими знатоками чужого сознания. Но не исключено, что сами хиппи являлись идеологами экзистенциализма. Но это маловероятно, потому что уж слишком много несастыковок между ними. Хиппи пропагандировали такие вещи как пацифизм, гуманизм, филантропия (человеколюбие). Но в первую очередь конечно пацифизм. А характерными чертами экзистенциализма являлись пессимизм и субъективное толкование свободы. Но так или иначе у хиппи и экзистенциализма много общих черт.

Даже при поверхностном взгляде на выступления хиппи ясно выделялось требование уничтожить ядерное оружие. Значит, не настолько были они далеки от политики и государственных дел. И если уж связывать хиппи и экзистенциализм, то нельзя не согласиться с тем, что гонка вооружений и наращивание ядерного потенциала были кризисами общества того времени.

Хотелось бы сделать отступление и сказать о том, что вышеуказанные кризисы на самом деле очень много дали современному обществу. Разумеется, и по сей день видны отрицательные пережитки холодной войны. Но гонка вооружений являлась огромным стимулом для развития науки и техники. Многие считают, что чрезмерное финансирование военного блока замедлило развитие всех остальных сфер. Но на самом деле, именно военное развитие толкало развитие промышленное и авиакосмическое. Не исключено, что без гонки вооружений покорение космоса затянулось бы ещё на пару десятков лет. А впрочем, кто знает…

Но это так, к слову. Вернёмся к хиппи. Как уже было сказано, они призывали к миру, отрицали милитаризм и добивались если не полного уничтожения, то хотя бы сокращения ядерного потенциала своей державы. Именно этому они посвящали свои выступления и митинги. Самым известным из них был фестиваль «Вудсток», который прошел в 1969 году. В целом это был музыкальный фестиваль, на котором воплощались в жизнь смелые творческие замыслы молодых людей. Но «Вудсток» был не просто рок-фестивалем, он являл собой всю идеологию хиппи: человек существо совершенное, а потому мирное и гуманное, насилие и ограничение свободы – это пережитки прошлого, которые мешали людям жить и наслаждаться жизнью (не правда ли, очень похоже на раннюю теорию анархизма, выдвинутую ещё в ХIX веке?). Можно сказать, что «Вудсток» был хиппованным воплощением рая на земле (временным конечно). На территории этого фестиваля царила свобода творчества и самовыражения.

Но не «Вудстоком» единым… Выступления хиппи возникали в США повсеместно, и всюду сопровождались лозунгами вроде «Make peace, not war!» или «Нет ядерному оружию!». Очевидно, это поколение всерьез задумывалось о своем будущем. Хотя, как видно сейчас не так уж и серьезно…

Приличия ради стоит отвлечься от США и хиппи и обратится к другим государствам и их молодежи. В Великобритании ситуация складывалась похожая на Штаты: молодежь хипповала и требовал всевозможной свободы. А чтобы найти альтернативу западной молодежи далеко идти не надо. В СССР оказывается молодежь тоже бунтовала, но конечно не так открыто как в Америке, а по тихому, скромно. Но все-таки «у нас в деревне тоже были хипаны…» (Ю.Шевчук, ДДТ).

Конечно в светлой стране советов разгуляться было негде, потому что
Как убивали так и будут убивать
Как запрещали, так и будут запрещать
Как сажали и сжигали, так и будут сажать
Как ломали и топтали, так и будут впредь
(Е.Летов, ГО).

Но молодость остается молодостью, даже в СССР (так и тянет вместо «даже» написать «тем более»). К бунтующей советской молодежи следует отнести так называемых битников. Так называли молодых людей, которые осмеливались своенравничать в советском союзе. Было их разумеется немного (см. цитату сверху), но стоит отдать им должное – эти люди действительно из себя что-то представляли. И разумеется вызывали уважение у своих последователей: цитата из песни небезызвестного В. Цоя «Я верю, и верить мне в это приятно, что в душе ты остался таким же как был. А когда-то ты был битником!..» (Это правда уже 80-е, а песенка так и называется «когда-то ты был битником»). Вообще битники это не чисто советское явление. Они встречались во многих европейских странах и даже представляли из себя некую прослойку общества.

Кроме битников в славном СССРе были еще так называемые стиляги. Не то чтобы бунтующее течение, но не стоит упускать их из виду. Это тоже своего рода хипованная молодежь, которая хотя бы внешним видом отделяла себя от традиционного общества.

Если возвращаться к проблеме бунта, то стоит заметить, что основные требования были схожими. Не даром слова Федора Чистякова взяты как эпиграф к данному реферату («Засуньте пушки…»). Здесь просто и ясно выдвинуто все то же требование «Make peace...» (из западных цитат приводится только эта, а наших вон сколько!...). И несмотря на всяческие запреты находились люди, которые писали подобные вещи:

Положили немало жизней
В жертву важным экспериментам,
Строя каторги и каналы
Все во славу святым заветам.
Затоптали сырую землю
Ради каменных постаментов.
По указке своих всевышних
Уничтожили пол-Европы...

Как было сказано в начале, столкновение хиппованной молодежи с предыдущим поколением – это столкновение двух идеологических течений. С точки зрения хиппи, предыдущее поколение не могло отделаться от милитаристских пережитков и не могло понять очевидных истин. На фоне общемировых столкновений того времени («холодная война», Вьетнам, Афганистан и др.) идеология хиппи смотрится довольно нелепо: дети захотели мира во всем мире и решили, что могут его добиться.

Но ведь и поведение «родителей» нельзя не осуждать. Если уж молодежь так засуетилась, значит что-то действительно происходит. Интересы государства ставились выше личных интересов (особенно в СССР), что не могло не ущемить молодое и пылкое стремление к свободе.

А если задаться вопросом, почему в США бунты были более смелыми, чем в СССР (разумеется без учета тоталитарного режима), то можно увидеть упущение американцев. В СССР молодежь была объединена огромной и всеобъемлющей организацией под названием комсомол. Вся молодая энергия и стремления к светлому будущему умело направлялись в нужное русло. Силами комсомола были совершены поистине трудовые подвиги (например, комсомольцами было вырыто московское метро – гигантская система). Американская же молодежь была «сама по себе», потому и распустилась.

В целом же, глядя с вершины нынешнего времени на прошедшие события, мы видим, что выступления хиппи (советская молодежь не выступала…) не привели не к каким серьезным результатам. Правительство США не особо прислушивалось к мнению каких-то хипанов, да и вообще не воспринимало их всерьез. Хотя, когда выступления пестрящих лозунгами толп порядком надоедали политикам, для разгона демонстрантов призывалась полиция, а иногда и армия.

Но даже если на политику своих государств молодежь не оказала практически никакого влияния, то на развитие истории в целом повлияла очень существенно. И влияние это было отнюдь не положительным. Конечно, с одной стороны романтика, лихая молодость, а с другой нравственное разложение и моральная распущенность. Хотя разложение – это точка зрения предыдущего поколения, а по мнению самих бунтарей, перед ними, их же усилиями открывались двери в новый мир фантастических возможностей и неведомых свобод. Но по прошествии десятилетий мы видим, к чему привели эти самые возможности и свободы: к распространению наркотиков, а вмести с ними и наркомании (да-да, милые пацифисты не брезговали коноплей и ЛСД), к свершившейся в конце 70-х сексуальной революции, а вместе с ней к распространению СПИДа. И это только самые яркие примеры, помимо них молодежь успела начудить еще кое-что. Но это было по большей части в Америке (и Британии). В советском союзе же ничего подобного не наблюдалось (до падения «железного занавеса»).

Прошлое ушло безвозвратно, и о бесшабашных хиппи нам напоминают фильмы того времени и, разумеется, их музыка. В частности стоит упомянуть о документальном фильме под названием «Вудсток», в котором как раз подробно рассказано о поведении и идеологии хиппи. Музыка же – это вообще отдельный разговор. В этом плане хиппи оставили огромное наследие, без которого сегодняшняя культура не была бы такой, какая есть. Хиппи (да и не только они; к середине 70-х молодежных течений было уже великое множество) открывали и изобретали новые музыкальные жанры в алгебраической прогрессии (быстро). Один за другим появлялись регги, диско, рок, панк-рок и другие бунтарские стили. Многие из этих стилей активно развиваются и сегодня.

Вероятно, может возникнуть вопрос, а есть ли сегодня сами хиппи? А как же! Вот только к хиппи сейчас причисляют всех, кого не лень: растаманов (любителей конопли), неформалов (людей, с вызывающим внешним видом), и даже просто людей с длинными волосами или пирсингом (с проколотыми, но не ушами, а бровями, ноздрями, или еще невесть чем). Отметая всех вышеуказанных в пестром сборище молодых (и не очень) людей мы все равно увидим тех самых хиппи, в рубахах, разукрашенных кислотными цветами. Значит, есть еще они на свете, и есть против чего бунтовать? Да нет, вобщем-то, образ хиппи сегодня это уже не образ бунтаря (хотя это тоже вопрос спорный); хиппи сегодня это воплощение своеобразной бесшабашной романтики и пацифизма. Хотя слово «хиппи» у многих ассоциируется со словом «наркоман», или со словом «марихуана» (все та же конопля). Ну, как говорилось выше, была у хипанов такая страсть, чего отрицать. Во многих художественных произведениях хиппи – это воплощение чистой и свободной любви, не зависимой от материальных ценностей. Что с них взять, идеалисты…

Как историческое явление, бунт молодежи оставил после себя существенный отпечаток. Это произошло по большей степени из-за того, что молодые люди того времени были очень целеустремленными, энергичными и деятельными личностями. Именно личностями, потому что они отстаивали свою личную свободу. А есть ли подобные рвения среди нынешней молодежи? Едва ли. Хотя мировая ситуация сегодня ничуть не спокойней 60-х годов, даже наоборот. Ну а где же «молодая гвардия»? Или внешняя политика своего государства мало кого беспокоит? Как же военные конфликты, за последнее время их накопилось предостаточно (Чечня, Ирак, Индия с Пакистаном, Израиль с Палестиной и прочие). Или испытания ядерного, химического, бактериологического оружия? Загрязнение окружающей среды? Неужели эти проблемы не беспокоят молодежь? Конечно регулярно проходят митинги и выступления различных организаций, борющихся с подобными вещами, но они носят не очень массовый характер и состоят не только из молодых людей, а людей самого разного возраста. Очевидно нынешнее поколение не особо заботится о своем будущем, больше о настоящем, да и то интересуют их вещи отнюдь не духовные, а самые что ни наесть материальные и притом зачастую довольно низкие. Что сказать, «измельчала порода»… Дает о себе знать та самая деградация поколения, которая вот уже который десяток лет растет в нашей стране. Как обстоят дела у детей американцев-хиппи не очень ясно издалека (не судить же об этом по их фильмам).

Но в любом случае, говоря языком хиппи, «найдется чувак, который в конце концов всех напарит…», то есть не все еще потеряно. Ведь нынешняя молодежь это не только шпана, гопники, скинхеды и хулиганы; есть деятельные целеустремленные люди, которые подомнут этот мир под себя и перестроят его на свой лад. Вот только не превратились бы они в новых Гитлеров и Муссолини…

Старый Оскол 2003 г.

P.S. Это реферат по истории в 11 классе. За него была получена заслуженная 5. J
Hosted by uCoz